Одним из направлений деятельности оркестра является вдохновенное исполнение музыкальных произведений эпохи барокко и раннего классицизма. Благодаря оркестру и его руководителю, московская публика услышала много опер XVII–XIX веков, а также музыку композиторов забытых или редко исполняемых в России. Причем это касается не только европейской, но и русской музыки XVIII и начала XIX веков. Заслуги этого коллектива даже трудно себе представить. И всё это исполняется на высоком профессиональном уровне. Честь им и хвала!
Программа концерта 26 октября в Зале имени Чайковского была посвящена Моцарту: исполнялись симфонии № 33 и № 36, а также Фортепианный концерт №20. Дирижировал англичанин Мэттью Холлс, один из ведущих дирижёров молодого поколения. Он окончил Оксфордский университет, затем руководил ансамблем King's Consort и дирижировал различными операми в театрах Европы. Сейчас он будет преемником знаменитого Хельмута Риллинга на Баховском фестивале в Орегоне. М.Холлс впервые приехал в Москву, также впервые приехал в Россию и солист-пианист, знаменитый американский музыкант Роберт Левин.
Роберт Левин – один из крупнейших знатоков творчества Моцарта, музыковед и пианист, автор многих каденций к фортепианным концертам композитора. Р. Левин глубоко знает моцартовскую стилистику, благодаря этому смог реконструировать и завершить многие сочинения Моцарта, в том числе и Реквием. Он играет на клавесине, молоточковом фортепиано и на современных инструментах. Это музыкант просто вселенского масштаба. Левин несколько лет преподавал в Фрайбургской Высшей школе музыки. Автор статьи познакомился с творчеством Левина на фестивале памяти Гилельса во Фрайбурге в марте 2012 года, где он давал мастер-классы. Было очень интересно слушать даже его замечания.
Концерт № 20 – один из труднейших сочинений Моцарта в этом жанре. Пианист, дирижёр и оркестр достигли, без преувеличения, абсолютного совершенства в гармоничном сочетании всех исполнительских элементов. Музыка словно лилась с небесных сфер. Звуковой баланс был идеальным, струнные инструменты нежно «пели», но с самого начала ощущалась тревога в оркестровом тутти – как бы звучали отголоски увертюры «Дон Жуана» (музыка к опере сочинялась композитором в это же время), а пианист постепенно усиливал драматическое звучание. И всё это было сделано элегантно и с большим вкусом. Звук пианиста очень тёплый и глубокий, легато просто совершенное, а фразировка естественная. Часто этот концерт играют бегло, поверхностно и легко. А Левин сумел вникнуть в партитуру и сразу же в первой части достиг необыкновенной силы и, моментами, даже трагизма. Каденции в концерте были написаны самим пианистом – очень красивые, и они полностью соответствовали стилю музыки Моцарта. Это было живо, ярко и гармонично. Моцарт у Левина – не «очаровашка», а живой глубокий и вечно живой классик. Техническая оснащенность пианиста абсолютно совершенная, но она не самоцель. На бис пианист с воодушевлением сыграл медленную часть сонаты Моцарта. Восторг публики был неподдельным. Обе симфонии Моцарта были исполнены красивым, но прозрачным звуком, в медленных частях легато было изумительное, а менуэты были полны очарования и изысканности. Редкое сочетание красоты и глубины тона, изящества и прекрасной фразировки. За дирижёрским пультом стоял мастер, за роялем сидел маг, а вокруг них собрались музыканты, любящие и преданные музыке. Прекрасный вечер!
Ян Коваленский